Фотосъёмка в горной местности имеет свои особенности, без учёта которых получить хороший снимок врядли получится. Атмосферная обстановка в горах меняется быстро и непредсказуемо, при этом она таит в себе не только трудности, но и широкие возможности для получения эффектных фотографий.
Низко пролетающие клочья облаков, плавно растворяющиеся в дождливой дымке дали, чётко очерчённая в темноте пробившим лучом далёкая вершина — всё это может стать отличным сюжетом для пейзажного снимка. В таких условиях, фотограф должен быть максимально оперативным и уметь быстро реагировать на меняющуюся обстановку и освещённость.
Известно, что горный воздух очень прозрачный. Это связано с низким содержанием в нём пыли и влаги . Уже на высоте 2000 м влажность воздуха снижается примерно в два раза, и именно поэтому атмосферная дымка присущая равнинным местностям, в горах практически не проявляется.
Наилучшими условиями для съёмок в горах считаются периоды после дождя или утром, когда наблюдается лёгкий туман, а воздух насыщен влагой.
Немного улучшается пространственная перспектива, когда на переднем плане выхвачены тёмные объекты. Фотосъёмка с экспозицией, оптимальной для проработки деталей таких объектов, становится причиной переэкспонирования далей, что положительно сказывается на конечном снимке.
При естественном освещении, ни один из фотографических жанров не является столь сложным, по сравнению с горным пейзажем. Съёмочные периоды в горах ограничиваются быстрой сменой атмосферно-погодных условий. Лучших результатов можно добиться в полуденные часы, когда освещение более всего контрастно. Горный ландшафт сам по себе контрастен, особенно если в кадре присутствуют заснеженные вершины, залитые солнечными лучами и тёмные, возможно покрытые хвойными лесами скалы, расположенные на затенённых склонах.
Яркостные отличия освещения и теневых областей в горах на порядок больше, чем на равниной местности. Прозрачный горный воздух рассеивает меньше света , поэтому процент диффузного светового потока, подсвечивающего теневые участки, невелик. В большинстве случаев для снижения контрастности, стоит выбрать такую местность, в которой тени подсвечиваются отражённым светом от освещённых поверхностей, покрытых снегом.
Наиболее неудобные и сложные условия освещения бывают в узких и глубоких ущельях. В таких ситуациях следует выбирать участки состоящие из светлых скальных пород. Съёмка в теснинах часто ограничена коротким промежутком времени с наиболее выгодным для данного сюжета положением солнца. Часто, косые скользящие солнечные лучи создают красивые световые эффекты, но в тоже время значительно повышают яркостный диапазон снимаемой сцены. В результате, роль отражающих поверхностей возрастает.
Белые облака на небе снижают общий контрастный фон, по сравнению с ясной и безоблачной погодой. Обычно, освещение горного пейзажа происходит зонально — одни вершины солнцем освещены, а какие-то, наоборот, скрыты в тени. Лучше всего, если дальние планы будут освещены ярче чем ближние.
Готовясь к съёмочному процессу в горах, не забудьте захватить с собой противосолнечные бленды, поскольку слишком яркие, сверкающие на солнце массы льда и снега могут привести к появлению вуали на фотографиях.
Составляя композицию горного пейзажа, следует исходить из ощущения того, что вы хотите передать в кадре — ощущение грандиозности окружающего нас мира, дикость и первозданность природы, высоту гор, чистоту воды рек и озёр и т. д.
В горном пейзаже практически никогда не используется низкий горизонт, ведь снятые отдельно от всего горного массива вершины не смогут произвести должное впечатление на зрителя. Общеплановые снимки также нежелательны, поскольку они изобилуют мелкими деталями и выглядят аляповытыми и маловыразительными.
Съёмка в горах в большинстве случаев ракурсная, фотографу очень часто приходится придавать камере наклоны вверх и вниз, чтобы включить в кадр требуемый элемент, но это чревато возникновением перспективных искажений, с которыми приходится мириться.
Все прелести горного пейзажа на снимках передаются лучше, если съёмка проводилась снизу вверх. Выстраивая композицию, желательно включить в кадр фигурки животных, людей или постройки, что только усилит величественность горного пейзажа.
Благодаря высокой прозрачности горного воздуха эффект применения практически всех светофильтров только усиливается, что порой приводит к повышению контрастности и без того контрастного сюжета. Если небо занимает лишь небольшую часть кадра, вполне подойдёт голубой светофильтр, который лучше воспроизводит атмосферную дымку, тем самым увеличивая глубину пространства. Для съёмки снега, льда, горных рек с мокрыми валунами на берегах, лучше всего подходит поляризационный фильтр, из-за его «антибликовых” качеств. Высококонтрастные сюжеты, например тёмные скалы или хвойные чащи на фоне снежных вершин, лучше снимать камерой вооружённой оттенённым полуфильтром. Используя объективы с обычным просветлением, наличие УФ-светофильтров обязательно.
Для съёмок в горах, лучше всего подойдёт малоформатная зеркальная камера, к которой не мешает прихватить несколько разнофокусных объективов. Особенно важная роль отводится широкоугольному объективу. Телеобъективы используются не так часто, но их особенность «втягивать» планы зачастую даёт возможность получать впечатляющие фотографии горных массивов. Оптимальный набор для малоформатной фотокамеры должен включать объективы с фокусным расстоянием 28 мм, 50 мм и 135 мм.
Добавить комментарий