Фото композиция

Формат и обрезка кадра

Формат и обрезка кадраОкончательная форма снимка тоже может играть роль в его композиции. Как правило, горизонтальные форматы больше подходят для пейзажной съемки, чем вертикальные; вероятно, это объясняется тем, что мы привыкли рассматривать мир именно по горизонтали. На таком формате легче подчеркнуть все, что находится на линии горизонта, и, кроме того, он дает больше пространства для передачи движения, которое может присутствовать в снимаемой сцене.

Формат и обрезка кадраВертикальный формат не часто применяется для фотографирования пейзажа, но при подходящем сюжете выбор этого формата может дать исключительно выразительный снимок. Когда мы смотрим на вертикальную фотографию, то взгляд обычно скользит снизу вверх; поэтому вертикальный формат особенно хорош, когда нужно подчеркнуть высоту таких объектов, как деревья или здания. Кроме того, он позволяет высоко расположить линию горизонта и максимально сосредоточить внимание на двух нижних третях снимка.

Помимо вертикального и горизонтального существует еще квадратный формат. Он таит в себе ту опасность, что снимок может выглядеть неинтересным, поскольку отсутствует доминирующая сторона, т. е. обе стороны равны по размеру и выразительным возможностям. Поэтому такой снимок должен либо отличаться особенно хорошей композицией в обычном смысле слова, либо, наоборот, быть необычным в композиционном отношении. Квадратный формат подходит для снимка, в котором в сущности нарушается правило деления кадра на три части, но, как и в случае любого правила, нужно иметь веские основания, чтобы его нарушать.

Формат и обрезка кадраКакой бы формат вы ни выбрали, вовсе не обязательно останавливаться на той форме снимка, которую диктует формат пленки или бумаги. Никто ведь не устанавливал закон, по которому все снимки должны иметь соотношение сторон 1:1,5 которое получается на 35-мм пленке; вместе с тем удивительно как мало фотографий делается с отступлением от этих размеров. Пейзажи в силу самой своей природы часто выглядят более выразительно, если снимок обрезан до панорамного формата 1:3. Такой формат можно использовать и для вертикального снимка, если вы выбрали подходящий объект, скажем высокие деревья, однако такая фотография обычно вызывает ощущение ненадежности и зыбкости в отличие от ощущения устойчивости при горизонтальном варианте этого же формата.