Когда угол между направлением солнечного света и аппаратом начинает превышать прямой, то освещение становится задним, которое называют также контровым. Если солнце находится между 90 и 180°, фактура освещенной части объекта проступает с графической четкостью, являя контраст с глубокими тенями на противоположной стороне. Тени падают косо. удлиняясь по мере того, как солнце склоняется к горизонту.
Пейзаж становится еще более впечатляющим, когда солнце находится прямо напротив камеры. Падая из-за облаков причудливой формы, солнечный свет делает небо столь интересным, что оно само может стать основным объектом съемки и доминировать в кадре, оставляя в нем лишь небольшое пространство для пейзажа в привычном смысле слова. Когда солнце находится довольно высоко, оно освещает верхнюю часть непрозрачных предметов, например зданий, но по мере того, как оно склоняется к горизонту, освещенность верхних частей предметов уменьшается и по краям образуется светлый ореол. Этот ореол контрастирует с более мягким светом, падающим на предмет спереди, и выделяет его на окружающем фоне. При контровом освещении воды возникают яркие блики на каждом гребешке ряби или отдельной волны.
Вид и настроение снимка, полученного при контровом освещении, зависит от умения определить экспозицию. Когда она рассчитана по свету, отражаемому сюжетом в сторону камеры, то получается мягкий снимок с нерезким светлым ореолом, который сливается с фоном и краями самого предмета. Если экспозицию уменьшить, то световая кайма станет яркой и чет-кой и будет окружать силуэты предметов, форма которых определяется только этими световыми пятнами.
Если предмет частично прозрачен, то контровое освещение дает иной эффект. Не создавая ореола вокруг предмета, свет проходит сквозь него. Например, цветы иди паруса сразу же приобретают такой вид, словно они подсвечиваются изнутри, при этом самые эффектные снимки получаются, когда предметы выделяются на темном фоне.
Одной из проблем, возникающих при контровом освещении, являются блики на изображении, особенно заметные, когда солнце попадает прямо в кадр, но часто они присутствуют даже тогда, когда солнце находится за кадром. Эти блики вызываются тем, что свет падает прямо на объектив, многократно отражаясь от поверхностей его элементов. В результате общий контраст ослабляется , а иногда на снимке появляется цепочка бликов, имеющих форму отверстия диафрагмы, которые часто удается устранить незначительным изменением угла съемки. Как правило, блики можно ослабить с помощью бленды, защищающей объектив от прямых солнечных лучей.
Добавить комментарий